"Автомобильная икона Америки"


Это неофициальное звание самого популярного спортивного автомобиля Нового Света оспаривает уже не одно поколение легендарных машин: "Форд-Мустанг" и "Шевроле-Корветт", "Форд-Тандерберд" и "Понтиак GТО", "Шевроле-Камаро" и "Понтиак-Файрберд", и даже "Форд ГТ-40". И это не считая массы достойных машин других своих земляков: "Олдсмобиль", "Бьюик", "Плимут", "Меркури" и "Додж". Все они хороши по-своему, поэтому выделить кого-то одного из "стойбища", увы, нелегко. Но мы все же попытаемся, а вам решать, кто есть кто!



Уже прошло два десятилетия с тех пор, как самыми быстрыми и мощными серийными автомобилями были машины Made in Detroit. Американские авто тогда вообще отличались стремительностью, которая возрастала с каждым годом. Это время можно, бесспорно, назвать "золотым веком" сверхдинамичных американских автомобилей. Как известно, сразу после второй мировой войны в Америке наступил период процветания. Экономика, оправившись от тяжелого времени, стала резко набирать обороты. Различные компании и фирмы начали с еще большим рвением выходить на рынок с идеями, которые могли привлечь новых клиентов. Бейсбол, гамбургеры, кока-кола, небоскребы, статуя Свободы, кукла Барби, музыка в стиле кантри - все эти символы Америки прочно укрепились в общественном сознании. Но все же автомобиль всегда был и остается для американцев частью жизни. А в начале 50-х он стал чуть ли не основным признаком, определявшим социальный статус его владельца. Особенно многое быстрый и модный автомобиль означал для молодых людей.



Естественно, раз есть спрос, возрастает и предложение. Началась борьба в погоне за дополнительными лошадиными силами. По мнению многих энтузиастов, переворотным в области мощностей был 1955 год, когда многие автомобильные фирмы стали устанавливать на свои машины 8-цилиндровые двигатели с предусмотренной возможностью форсирования. И хотя сенсационным по-прежнему оставался "Шевроле-Корветт" 1953 года выпуска, все же его V6 уже не мог тягаться с более сильными моторами. К концу десятилетия было очень трудно отыскать фирму, не устанавливающую на свои "детки" мощные V8! Как и следовало ожидать, главным конкурентом "Шевроле" был "Форд", который не собирался почивать на лаврах, заслуженных V-образными двигателями. В ходе контрнаступления фирмы "Форд Мотор" на рынке появился 2-местный, обладающий особой индивидуальностью "Тандерберд", и тем самым существенно сократился объем продаж "Корветта".



С этого момента началась "автомобильная война" за совершенно новый сектор рынка. И если 1955 год был удачным для поклонников скоростных автомобилей, то следующий стал просто незабываемым, поскольку уже все автомобильные заводы поставляли на рынок машины с комплектами оборудования для форсирования двигателей - в 1956 году автомобили с усложненной системой питания посыпались как из рога изобилия. После первых ласточек - "Крайслера 300С" и "Кадиллака-Эльдорадо" - на рынке появились машины с двумя 4-камерными карбюраторами - "Форд", "Шевроле", "Меркури", "Додж", "Плимут" и многие другие. Для сохранения спортивности одна фирма за другой погружались в мир кольцевых гонок так называемых стандартных автомобилей (stock car). Что касается роста мощностей, то сперва довольствовались 270-300 л.с., а когда появились первая система впрыска топлива и центробежный компрессор - ограничения свелись к нулю. Теперь легко было достичь даже 390 л.с. Идилия могла бы продолжаться и дальше, но... вмешалось правительство. Предвидя возможные неприятности в борьбе за место под солнцем, в 1957 году оно издало распоряжение, ограничивающее объем выпуска продукции спортивного характера и ее рекламы.



В течение 1958-1959 годов дальнейшая работа над форсированием моторов велась полулегально. Но видимость затишья нарушил в 1961 году "Форд" сообщением о намерении снова начать производство атрактивных автомобилей. Год спустя подобного рода деятельность стала более открытой, и в борьбе за создание более мощных моторов участвовали уже чуть ли не все автомобильные заводы. Мощность увеличилась почти до 409 "лошадок".

В 1963 году накал страстей достиг апогея, поскольку "Форд" и "Шевроле" предложили еще более мощные двигатели с одинаковыми характеристиками (425 л.с.). "Машина" тронулась! Теперь остановить ее было просто невозможно.

В 1964 году развитие спортивных моделей пошло в новом направлении. До этого момента мощные моторы с большим рабочим объемом устанавливали лишь на модели с полноразмерным кузовом. Фирма "Понтиак" открыла новую страницу, снабдив мощным двигателем модель с относительно легким кузовом среднего размера. Так "родился" новый сверхдинамичный автомобиль GTO. Главной новинкой "Форда" стал "Мустанг", действительно компактное авто-"пони". Рынок начал приспосабливаться к автомобилям нового типа, период расцвета которых наступил через несколько лет.

В истории развития "мускулистых" автомобилей 1966 год заслуживает особого внимания прежде всего потому, что именно тогда почти все фирмы выбросили в продажу конкурирующие GTO-модели. "Шевроле" выпустила "Шевелле SS", "Олдсмобиль" - модель "442", а "Бьюик" переделал свои "Скайларк" и "Ривьеру". "Форд" предложил модели "Фаирлан" и "Меркури Циклон". Фирма "Додж" изобрела совершенно необычный тип кузова и назвала свой автомобиль "Чаржер" (Charger).

Но самым настоящим годом автомобильного бума стал 1967 год, когда "Понтиак" представил совершенно новый автомобиль "Файрберд", кузов которого во многом напоминал новый "Шевроле-Камаро". "Форд", в свою очередь, выкинул на рынок еще парочку вызвавших смятение моделей - "Мустанг GT350 и GT500". "Меркури" дебютировал с моделью "Коугар", а "Плимут" - с новой моделью "GTX".

В 1968 году все фирмы словно старались превзойти самих себя, выбрасывая на рынок все более и более мощные модели. "Плимут" выпустил "Род-Руннер" в скромной комплектации, "Шевроле" модернизировал как "Корвет", так и "Шевелле". "Понтиак" сделал то же самое с "GTO". В январе 68-го "Форд" представил "крутую" модель "Кобра Джет", которая стала одной из самых знаменитых в своем классе... Даже практичная "Америкэн Моторс" не смогла противостоять искушению и создала быструю модель "Джэвелин".

В 1969 году количество спортивных машин почти удвоилось. "Додж" выпустил "Супер Би", "Шаргер 500" и даже "Дайтону" - с высоко поднятым задним крылом. "Понтиак" добавил вариант GTO под названием "Зе Юдж", а "Файрберд" - "Транс Ам".

Тем временем "Форд" перекинул свое внимание на компактные автомобили. Серия "Мустанг" пополнилась сразу тремя моделями: "Мач 1", "Босс 302" и "429". Не задержалась с ответом и "Линкольн Меркури", выпустив модель "Коугар Элиминатор". "Америкэн Моторс" подлила масла в огонь еще более мощными "Джэвелин" и новым спортивным автомобилем "АМХ". Эта 2-местная машина оказалась достойным конкурентом не только "Шевроле-Корветту".

В 1970 году на "Дженерал Моторс" умудрялись устанавливать огромные моторы на машины средних размеров: "Понтиак-Транс Ам", "Бьюик-Скайларк GS" и даже "Олдсмобиль-442". Не сдавал позиции и "Шевроле", предложив почти для всех моделей весьма мощные моторы.

Пожалуй, 1970 год можно считать кульминационным для машин-"атлетов". После него автомобильная промышленность стала перестраиваться на более практичный лад. Разумеется, правительство тоже не осталось в стороне: закон о чистоте воздуха "задушил" этот тип машин

Печальный конец недолгой эпохи "мускулистых" машин наступил в 1971 году. Мощи под капотом существенно поубавилось. Компания "Дженерал Моторс" пыталась сохранить двигатели очень большого объема, снизив при этом степень сжатия по причине использования бензина с чрезвычайно низким для Америки октановым числом. Что касается дел фирмы "Форд", то они шли до поры до времени немного лучше, чем у конкурентов. Но, увы, и ее коснулись экономические трудности.

Сильно редеющий список свидетельствовал о том, что в Детройте задули новые ветры. Лошадиные силы перестали играть роль стимулятора сбыта. Теперь ставки были сделаны на машины, ездившие безопасно, экономично и не загрязнявшие окружающую среду.

Завершилась эпоха, подобной которой уже не будет. Это было время, когда наслаждение, испытываемое водителем, напрямую зависело от количества лошадиных сил, рвавшихся наружу из-под крышки капота, а многолетнее соперничество "Дженерал Моторс" и "Форд Мотор" протекало в стиле жестокого и динамичного спортивного поединка.

Теперь это уже давно в прошлом. Популярные в свое время автомобили хоть и носят те же самые имена, но, увы, уже не сверкают боевой славой, как их предки. Казалось бы, все, борьба закончилась. Но нет, началась новая - за звание лучшего спортивного автомобиля Америки. Исход ее пока неизвестен не только нам, но и самим американцам.

Сергей МАТЕША.



На главную | Народное мнение | Гостевая
Хронологии | Наследники классиков
Контакты | Поиск

Сайт создан в системе uCoz